Wednesday 22 April 2015

Панславизъм

Въведение    

    Идеи славянской взаимности, славянской общности, их влияние на культурные и политические процессы в Центральной и Юго-Восточной Европе были и остаются предметом пристального внимания ученых и политиков. В настоящее время чрезвычайно актуальной стала тема генезиса и роли славянской идеологии в европейской истории. В условиях глобализации современного общества, когда вопросы национальной и региональной идентичности становятся проблемой выбора будущего для многих народов, необходимо обращение к примерам и урокам прошлого.


      Эволюция идеи славянской взаимности отражает исторический процесс изменения и влияния государственных и культурных факторов на характер межславянских контактов. «Бархатная революция» в ЧССР и возникновение Словацкой Республики в 1993 г. придали новый импульс к изучению истории возникновения идеи славянской взаимности, различным проектам славянских федераций и союзов. Об этом свидетельствуют современные научные исследования, а также то видное место, которое эта проблематика занимает на международных конференциях и симпозиумах 1.


      Генезис идеи славянской взаимности и ее теоретическое оформление в трактатах ученых XIX в. получили наиболее полное и законченное выражение в развитии словацко-русских связей 1820 - 1890-х гг. В истории этих контактов нашли отражение оригинальные теоретические концепции единения славянских народов и практические культурно-политические программы сотрудничества славян в условиях непростых взаимоотношений Австрийской и Российской империй. Процесс проходил на фоне сложнейших перипетий «славянской политики» России и государств Центральной Европы.

-----------------------

1 В Институте славяноведения РАН за период с 1993 по 2002 г. состоялось 10 научных конференций, посвященных славянской идеологии и в первую очередь идее славянской взаимности. См.: Досталь М.Ю. Исследования по проблемам славянской идеологии в институте славяноведения и балканистики РАН // Славянский мир: проблемы изучения. - Тверь, 1998. - С. 48-55; международная конференция 1994 г. в Братиславе, организованная Институтом истории Словацкой академии наук, посвященная генезису национализма в Центральной Европе и славянской идее; международная конференции в Прешове (Словацкая республика) в ноябре 2003 г. «Национальный вопрос в Центральной Европе 1848-1938 гг.» (Narodnostna otazka v strednej Europe v rokoch 1848-1938. - Presov, 2005); большое место межнациональным связямбыло уделено на международной конференции, организованной Институтомвсеобщей истории РАН в июне 2003 г. в Москве: «История империй:сравнительные методы в изучении и преподавании. См.: Российская империяв сравнительной перспективе: Сборник статей. -М.: Новое издательство, 2004.
5


  История развития теории славянской взаимности показывает,какие практические пути реализации славянского единства предлагали славянские лидеры, адепты славянской идеи, в своих трактатах и манифестах; как менялись их программы в зависимости от конкретных исторических условий, мировоззренческих позиций авторов, уровня развития философской и политической мысли.


    Вместе с тем и в настоящее время не снят с повестки дня вопрос о сохранении объединительных тенденций славянских народов. Существует целый ряд национальных партий и международных организаций, которые в своих политических программах по-прежнему используют лозунги славянского единства 2. Интереск истории формирования и развития славянской идеологии, в томчисле к истории возникновения теории славянской взаимности,никогда не носил отвлеченного академического характера. Политическая актуализация обращения к славянским объединительнымидеям и программам характерна почти для всех исследованийв данной области. По справедливому замечанию британского антрополога Э. Геллнера политическая направленность этнических чувствбыла одной из отличительных черт XIX и XX вв.3


      Изучение истории словацко-русских научных и культурных связей на протяжении XIX в. дает возможность показать широкуюпанораму возникновения, развития и интерпретации теории славянской взаимности на фоне развития австро-русских отношений, а также ее воплощения в научной и общественной практике словацкихи российских деятелей.

-----------------------------
2 В июле 2005 г. в Минске состоялся очередной IX Всеславянский съезд.О современном состоянии славянского объединительного движения см.:Славянское движение Х1Х-ХХ веков: съезды, конгрессы, совещания,манифесты, обращения. - М-, 1998; Кикешев Н.И. Славяне против фашизма. -М., 2005; Он же. За други свои. - Мозырь, 2005.
3 Геллнер Э. Национализм возвращается // Новая и новейшая история. -1989.-№5.-С. 55.

6


      Большинство исследователей идеи славянской взаимности указывают на ее словацкое происхождение, апеллируют к работам словацких патриотов Яна Коллара (1793-1852) и Людевита Штура (1815—1856). Коллар создал первую целенаправленную теоретическуюконцепцию славянской общности и конкретную программу духовного единения славянских народов. Ее ядром стало пониманиеславянства как единого целого - «славянской нации». Коллар полагал, что необходимо приостановить процесс дальнейшего дробления«славянского народа» и начать постепенное сплочение в единоецелое. «Многоязычие» славянских народов Коллар считал одним изнаибольших препятствий на пути дальнейшего культурного развитияславян. «Для нас жертва любого из наречий не должна быть тяжелойутратой, ибо потерей малого мы можем извлечь большую выгоду»4. Словацкий ученый сформулировал концепцию чехословацкого племени, в основе которой лежало его глубоко скептическое убеждение вневозможности и бесперспективности развития самостоятельногословацкого языка и литературы в существующих исторических условиях неразвитости национальной жизни и растущего гнета со стороны мадьяр5. Позже его идеи стали теоретическим обоснованиемконцепции чехословацкого Национального единства, выработаннойполитическими деятелями Чехословацкой республики Т.Г. Масариком и М.Р. Штефаником 6.

        В трактате «О литературной взаимности» Коллар разработал и обосновал четырех-племенную структуру славянского народа и программу славянской культурной (литературной) взаимности,где уже не настаивал на исчезновении племенных особенностей.В этой программе Коллар указал конкретные пути славянского сотрудничества, особое место отводя связям славян с Россией. В своейпатриотической деятельности словацкий деятель старался воплотитьмногие из путей славянской культурной взаимности, став первым изсловаков, осуществившим систематические научные и культурныеконтакты с учеными и общественными деятелями России.

--------------------
4 Pjsne swetske Lidu slowenskeho ц Uhrich. Pesst, 1823. - 5. XVI.
5 См.: Матула В. Представления о славянстве и концепции славянскойвзаимности Я. Коллара и Л. Штура // Советское славяноведение. 1978. - №2. —С. 58-71.
6 Masaryk T.G. Slovenske studie. Jana Kollara Slovanska vzajemnost' //Nasa doba. - 1893 - 4/1. - Рrahа, 1894.
7



      Идеи Коллара о славянском единстве вошли в противоречие с идеологией молодого поколения словаков, которое возглавилв 1830-е гг. Л. Штур. Это было обусловлено новой фазой развитиясловацкого национального движения, вступившего в контактыс венским славянским демократическим обществом и польскимосвободительным движением. Штуровцы призывали к самобытностисловацкой нации, не принимая колларовской теории племен. Приэтом они сохранили преемственность связей с Россией, придавая имновое содержание. Одно из основных положений Коллара о славянской литературной и культурной взаимности, где особоеместо отводилось России, приобрело в трактате Л. Штура «Славянство и мир будущего» политическое звучание. Штур и егопоследователи преодолели легитимизм и аполитичность концепцииКоллара и придали словацко-русским связям откровенно политический характер.

      Реализация программы русско-словацкого сотрудничества особенно активно проводилась представителем русофильского направления в словацком национальном движении 1870-1890-х гг., писателем и общественным деятелем Светозаром Гурбан-Ваянским (1847-1918). Ваянский много сделал для оживления в словацкомнациональном движении идеи славянской взаимности, считая ее, каки Л. Штур, единственным спасением для национального освобождения. В своей газете «Народние новины» («Национальная газета»)он активно развивал эту концепцию. Контакты Ваянского с русскимидеятелями панславистского консервативного направления и официальными кругами способствовали тому, что идея славянской взаимности была окончательно перенесена в лагерь державных панславистов. В последней трети XIX в. в связи с разочарованием частилидеров славянского движения, в первую очередь чешских, в русскомфакторе практика словацко-русского сотрудничества стала веской,чуть ли не единственной аргументацией панславистов в их дискуссиях с западниками. В словацком национальном движении к этомувремени произошел окончательный раскол между Мартинским 7консервативным центром, которое возглавлял Гурбан-Ваянский,и новым словацким движением гласистов 8, сторонников чешскословацкой взаимности.

-----------------------

7 От названия города на востоке Словакии — Турчанского — св. Мартина,где издавался центральный орган Словацкой национальной партии - газета«Narodne Noviny».

8 Название происходит от журнала «Hlas»( 1898-1904 гг.), объединившеговокруг себя молодую словацкую интеллигенцию, выступавшую с критикойконсервативного русофильства мартинского толка.
8


      Словацко-русские контакты стали предметом дискуссий о родоначальниках идеи славянской взаимности и панславизма. Почти вовсе исследования, где так или иначе рассматриваются вопросыистоков панславистской идеологии, включены сюжеты словацко-русских взаимоотношений, подчеркивается «словацкое происхождение» теории славянской взаимности. Так, например, в известной«Энциклопедии национализма» (Лондон, 1990) отмечено: «Панславизм - наиболее старая и наиболее важная форма макронационализма. Идея союза всех славян в могущественную коалициюпоявилась в конце XVIII века во время, когда все славянские народыявлялись меньшинствами в Российской, Австрийской и Прусскойимпериях... Ян Коллар, прославивший мечту союза славян в «ДочериСлавы», стал впереди славянских апостолов национализма»9.


      По истории теории и практики славянской взаимности в зарубежной и отечественной литературе накоплен значительный материал. В известной мере произошли мифологизация и мистификацияотдельных сюжетов европейской и российской истории, в том числеи темы славянской взаимности.


      Феномену взаимовлияния идей словацкого национализма и русского панславизма, истории оформления и развития теории славянской взаимности в XIX в. посвящено данное исследование.

----------------------------

1 Encyclopedia of Nationalism / Snyder L.L. -L., 1990. - Р. 309.9

No comments:

Post a Comment